menu
person

Минерва

 

Минерва - богиня мудрости и войны

 

Минерва — дочь Юпитера, богиня-покровительница городов и мирных занятий их жителей; также Минерва богиня мудрости и войны. Её особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрами и продолжались пять дней.

Учащиеся в первый день квинкватрий освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. На этот день прерывались военные действия, если они имели место, и происходило общее бескровное жертвоприношение лепёшками, мёдом и маслом. Затем устраивались гладиаторские игры, а в последний день приносились жертвы Минерве в специальном помещении сапожников и происходило торжественное освящение труб, состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословие трубачей играло большую роль в городской жизни, участвуя в торжественных перемониях, похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своими главными праздниками малые квинкватрии в честь Минервы, праздновавшиеся с 13 июня и продолжавшиеся в течение трёх дней.

Минерва входила в божественную троицу, куда, кроме неё, включали Юлитера и Юнону. По-видимому, это было прямое заимствование у этрусков их божественной троицы: Тини (Юпитер), Уни (Юноны) и Менрвы (Минервы). В их честь был воздвигнут великолепный храм на Капитолийском холме, начатый постройкой ешё при царе Тарквинии Гордом. Этот храм, воздвигнутый на высоком постаменте, имел три святилища — Юпитера, Юноны и Минервы. В храме находилась статуя Юпитера, изваянная знаменитым этрусским скульптором Вулкой из обожжённой глины и покрытая киноварью (Отсюда древний обычай покрывать лицо полководца-триумфатора красной краской, ибо он одеждой, регалиями и лицом уподоблялся Юпитеру). Верховный бог был изображён сидящим на троне, в венце со скипетром и молнией в руках. Храм сгорел подожжённый злоумышленником.

После его восстановления на центральном тимпане было помещено рельефное изображение Рима, расположившегося на щитах, а перед ним — волчицы, вскармливающей Ромула и Рема. На двускатной крыше, покрытой позолоченной медью, в центре была помещена квадрига (колесница, запряжённая четвёркой лошадей) с Юпитером, вооружённым молниями и скипетром, слева от него — статуя Минервы, а справа — Юноны. На краях кровли — два сидящих орла. Между четырьмя средними колоннами висело три диска на цепях (всего по фасаду было шесть колонн).

Возле Капитолийского холма находилось святилище бога Термина, покровителя межи, пограничных камней между земельными участками и границ города и государства. Священные церемонии по установлению границ и межевых камней были введены царём Нумой Помпилием. В яме, вырытой для межевого камня, разводили огонь; над ним закалывали жертвенное животное так, чтобы его кровь, стекая в яму, не тушила огня. Туда же лили мёд, благовония и вино, бросали плоды и, наконец, ставили камень, украшенный венком. В день праздника Терминалий владельцы смежных полей собирались у своих межевых камней, украшая их цветами, и приносили в жертву богу Термину лепёшку, мёд и вино. Затем начинался весёлый и дружный пир. Самым главным воплощением бога Термина был священный камень, находившийся у Капитолийского храма.